Как устроена система охлаждения Камминз 6ISBe, замена некоторых элементов

Широкая распространённость силовых агрегатов Камминз обусловлена наличием у них некоторых преимуществ — они мощны, но экономно расходуют горючее, выносливы и способны к эксплуатации в различном климате, с разнообразными ландшафтными условиями, износостойкие материалы позволяют им служить долго, а возможность оперативной замены без спецподготовки упрощают ремонтные операции.

Одна из самых распространённых моделей — Cummins 6ISBe, шестицилиндровый «здоровячок» разгоняется до 282 «лошадок» в отдельных модификациях, не перегреваясь при этом. В этом, безусловно, заслуга тщательно продуманной системы охлаждения. Поэтому закономерен интерес пользователей — как устроена эта система, на него и ответим в данной статье. Попутно разберёмся с заменой основных элементов.

Схема системы охлаждения

Система охлаждения американского мотора — жидкостная, усиливаемая вентиляционным обдувом. Это помогает удерживать определённый диапазон температур, благодаря чему удаётся избежать и перегрева, и замораживания в условиях зимнего периода. Охлаждающая жидкость перемещается по двум контурам, один из них предназначен для охлаждения, другой — для нагрева. Переключение между контурами производится термостатом, открывающимся на определённых температурах и закрывающимся при достижении следующей контрольной точки.

Каналы для прохода жидкости на основе тосола проходят через некоторые ключевые узлы, например, они имеются в цилиндровом блоке и его головной части. Это приводит к охлаждению данных составляющих мотора, каналы проведены и на цилиндры, и между ними. Чтобы ОЖ попала в эти каналы, имеются специальные отверстия.

Для нагрева предусмотрен радиатор, ОЖ в нём является теплоносителем. Передвижение хладагента по обоим контурам происходит за счёт давления, создаваемого водяной помпой, благодаря этому транспортировка жидкости осуществляется с высокой скоростью и становится возможной, независимо от наличия уклонов, вертикально проложенных путей и т.д.

Накачиванием тосола с целью увеличения скорости передвижения по контуру занимается помпа, она же формирует нужный уровень давления в системе. Термостат в различных версиях мотора запускается на разные температуры, для 6ISBe чаще всего это 68, 82 и 95 градусов. При запуске ОЖ в радиатор перепускные трубы перекрываются, иначе она пойдёт на насос через них. Радиатор оснащается двумя бачками, один из которых — расширительный. Располагающийся же справа имеет выемку для слива прошедшей контур жидкости. Компенсация слитого достигается вторым баком, на нём нанесены метки для отслеживания объёма. Регулировка повышенного давления производится через этот же бак, ведь у него есть возможность слива.

Водяная помпа работает за счёт ременного привода. Охлаждение усиливается вентилятором, лопасти которого интегрированы в крыльчатку, создающую при раскрутке мощный воздушный поток. Регулировка скоростного режима производится вязкостной муфтой, она крепится к опоре резьбовой втулкой. Вращение усиливается при высоких температурах и уменьшается при низких.

Поломки в системе охлаждения

Поломки в системе охлаждения могут быть вызваны как воздействующими на её элементы неблагоприятными условиями, отчего компоненты растрачивают свой пусть мощный, но ограниченный ресурс, так и недостаточным вниманием к обслуживанию. Например, большое значение имеет качество заливаемой ОЖ, именно поэтому Камминз поучаствовал в разработке выпускаемой партнёром Fleetguard ES Compleat, её и рекомендуется использовать. Если же жидкость низкокачественная, то содержащиеся в ней грязь и примеси вызывают закупорку на линии доставки и в насосе, от этого чрезмерно повышается давление, что приводит к разрывам. Утечки опасны не только для составляющих системы, разлившийся хладагент может погубить, например, электронные приборы, да и на другие компоненты мотора смешавшаяся с грязью жидкость действует негативно. Чтобы предотвратить эти утечки, устанавливаются уплотнительные элементы, их надлежит регулярно заменять.

Неработоспособные и имеющие повреждения детали также следует обновлять, потому что даже при сохранении какой-либо работоспособности они уже не смогут обеспечить полную функциональность. Для замены следует использовать оригинальные запчасти производства Cummins, допускается также применение партнёрских, потому что концерн принимает их по собственным критериям качества. Именно такие детали и распространяем мы, являясь официальным дистрибьютером, все они идут с гарантией производителя. Постановка неоригинальных комплектующих также становится одной из главных причин поломок в системе охлаждения.

Для металлических составляющих важна смазка, для неё должно использоваться оригинальное масло высокого качества, рекомендуемая марка — Вальволайн. При недостатке смазки случаются заклинивания, в особенности это касается вентилятора. У этого устройства также бывают поломки лопастей, пользователи зачастую их меняют, но обновлять нужно крыльчатку целиком, так как после замены лопасти на новую падает усиленная нагрузка.

Ремонт составляющих системы производится при раннем обнаружении симптоматики, любой перегрев должен стать поводом для тщательного выявления проблемного компонента. Но зачастую узлы приходится менять целиком, так как их срок строго ограничен, и вложения на заключительной стадии эксплуатации уже не имеют смысла.

Приводной ремень вентилятора

Для снятия приводного ремня вентилятора в двигателе Cummins 6ISBe следует свернуть натяжитель, что ослабит степень натяжки ременного механизма и позволит демонтировать его. При этом пружинный язычок должен быть загнут на корпусную часть механизма. Ослабить натяжку можно, повернув натяжитель, пружина при этом опустится. Будьте осторожны, так как неправильные действия с натяжителем могут привести к его повреждению.

При замене ремня ставят и новый ролик для него, а иногда нужно обновить и натяжитель.

Для постановки нового ремня натяжитель нужно отвести в сторону и поместить новый ременной механизм так, чтобы последней точкой стал водонасосный шкив. Затем обеспечьте корректную натяжку ремня через отпущенный натяжитель. После запуска мотора следует убедиться в том, что в ременной передаче нет лишних шумов.

Водяная помпа

Перед снятием водяной помпы слейте ОЖ, отключите АКБ и снимите ремень привода. Скрутив болты, потяните водонасосную конструкцию на себя, очистите посадочную площадку, поменяйте прокладку и поставьте новую помпу, закрутите болты с рекомендованным усилием. Установите снятый или новый ремень, включите аккумулятор, залейте ОЖ и протестируйте систему, включив двигатель. Обратите внимание на то, чтобы в месте установки не было утечек.

Радиатор

Перед снятием радиатора демонтируйте кондиционер (если он установлен в вашей модификации), также в большинстве случаев приходится снимать и крышку нагревающего устройства. Открутите болты, выньте радиатор вместе с пластинкой, при необходимости снимите её отдельно. Поставив новый радиатор, закрутите болты, верните снятое на места.

Термостат

Для снятия термостата нужно ослабление хомутного элемента, установленного на радиаторном шланге. Предварительно сливают хладагент, отключают АКБ. Также нужно снятие патрубка ОЖ, установленного на выходе, для этого сначала скрутите крепёжные болты. Сняв термостат, займитесь очисткой его посадочной площадки, поменяйте уплотнитель и поставьте новое устройство, снятые детали верните на места в обратном порядке, используйте инструкцию для вашей модификации, чтобы крепёж был завёрнут с нужным усилием.

Профилактические меры

Чтобы система охлаждения в ДВС Cummins 6ISBe работала без перебоев, необходимо заниматься профилактикой неисправностей. В частности, многое зависит от качества заливаемого хладагента, воспользуйтесь рекомендуемой концерном маркой производства его партнёра Fleetguard ES Compleat. Не допускайте утечек, для этого вовремя меняйте уплотнители, а при обнаружении повреждённых труб и шлангов — обновляйте и их.

У вентилятора, усиливающего охлаждение обдувом, обновляйте не лопасти, а крыльчатку целиком, устройству также необходима доставка масла для смазки. Масло должно иметь высокое качество, концерн производит состав Valvoline, максимально адаптированный для этого силового агрегата. Многие составляющие системы подлежат очистке в период эксплуатации, грязь снаружи тоже может проникать внутрь.

Таким образом, предложенные нами решения позволят улучшить деятельность системы охлаждения в Cummins 6ISBe, чтобы этот двигатель не перегревался и мог полноценно работать с поставленными задачами.

Свяжитесь с нами