Почему на Камминз 14 не работает 5 цилиндр?

Один из популярных пользовательских запросов связан с отказом того или иного цилиндра в силовом агрегате Cummins. Сегодня разберёмся, почему могло случиться так, что на Камминз N14 не работает пятый цилиндр. Ситуация может касаться и других моделей «американца».

«Троение» и его причины

«Троением» называют ситуацию, когда в двигателе отказывает один из поставленных цилиндров при сохранении работоспособности остальных. Как правило, ярче всего это проявляется на холостом движении. Выявление причин такого явления помогает устранить их. Если же игнорировать ситуацию, то она усугубляется отказом следующего цилиндра и т.д.

Отказ цилиндра сопровождается такой симптоматикой, как нарастающая вибрация, усиление тряски, потеря стабильности в оборотах, сложности с заводкой «движка», рост потребления топлива. Отказ одного из шести цилиндров (именно это количество заложено в Cummins N14) снижает обороты на 17%, игнорировать это не получится.

Симптоматика дефекта

В случае появления «троения» даже неопытный водитель замечает потряхивание «движка» на холостых оборотах, но обычно это игнорируется или списывается на другие причины. Причём такая симптоматика свидетельствует о застарелом характере проблемы.

Другой признак, сопровождающий это явление — свечной нагар. Конечно, он появляется по самым разным причинам, но и при «троении» — тоже. Ещё отказ цилиндра диагностируют по посторонним звукам в моторе. Также характерен для него и плохой набор скорости, попробуйте это сделать на разных оборотах, симптом не уходит — значит, возможно «троение».

Конечно, растёт и топливный расход, проверьте обороты — они «скачут», как и стрелка на приборной панели. А при движении можно заметить нехарактерные для нормального движения рывки.

Почему нельзя игнорировать?

Игнорирование «троения» приводит к полной неработоспособности мотора. Это происходит, потому что топливовоздушная смесь не может сгореть, неработающий цилиндр не даёт это сделать. Далее смесь получает порцию масла, забирая её с цилиндровой «зеркалки», и уходит в картер. Сухость цилиндровой поверхности приводит к появлению задиров. Масло же, смешавшееся с топливом, не может создать необходимую защиту и рабочим цилиндрам, что и приводит к их последующему выходу из строя. Так появляется необходимость их расточки или даже гильзования.

Другая опасность «троения» — это перегрев. Смазка больше не снижает температуру, этого оказывается достаточным для появления раскалённых частей мотора.

Всё вышеизложенное однозначно свидетельствует об опасности «троения» и необходимости скорейших действий по исправлению ситуации в таком случае.

Проверка на «троение»

С целью проверки на «троение» отключают провода от свечей зажигания, но делают это поочерёдно. Отсутствие искры будет означать вибрацию мотора.

Цилиндровый отказ также выявляется поочерёдным отключением форсунок, ведь они связаны с конкретными цилиндрами. Не забудьте снять гайки с труб подачи высокого давления, для вытекающего топлива понадобятся ёмкость и тряпки. Отсутствие снижения оборотов указывает на отказ цилиндра.

Все описанные операции следует проводить в гараже или смотровой яме.

Проверка свечей зажигания

Нормально функционирующие свечи зажигания не меняют расцветку, при неисправностях они чернеют, возможно также покрытие нагаром. Появление копоти означает либо перенасыщенность смеси, либо замасливание самих свечей.

Для проверки важно также выявить, как образуются искры. Свеча размещается на проводе с высоким вольтажом, затем подносится к цилиндровому блоку на расстоянии не более 2 см, после прокрутки стартёра искра должна пройти в этом промежутке.

Высоковольтные провода

Если они повреждены, то чаще всего имеется налёт светло-серого цвета на конце. Проверка сопротивления осуществляется при помощи мультиметра. Также проверьте, нет ли элементарной запутанности проводов, отказ цилиндра может быть обусловлен и этой причиной.

Форсунки

Напомним, что в Cummins N14 установлены форсунки, совмещающие функции инжектора с насосными. Если этот компонент имеет повреждения, неисправность может отразиться на работе цилиндра. В любом случае такую форсунку следует заменить на новую, а лучше обновить весь комплект, потому что дефекты быстро распространяются на смежные детали.

Напомним также, что форсунки не рекомендуется чистить абразивами, это разрушает их защитный слой. Лучше всего менять форсуночные компоненты ежегодно, оригинальные без проблем выдерживают этот срок при условии чистого топлива.

ГРМ

Проблема поступления топлива в цилиндры со сниженным объёмом или даже пониженным качеством иногда бывает связана с неполадками в газораспределительном механизме. Проверить стоит соответствующий ремень, возможно, он уже изношен, либо неверна его натяжка, тогда следует обновить натяжитель, а лучше сделать это превентивно в отношении обоих компонентов. Ещё это может быть из-за сальника, уплотнители лучше менять ежегодно, а при обнаруженных повреждениях и раньше.

Распределительный вал — чрезвычайно крепкий компонент, но когда-то и он приходит в негодность, попутно сбивая цилиндры на «троение».

При перегревах мотора может быть повреждена прокладка ГБЦ, её наличие не только спасает блоковую головку, но и предотвращает появление обозначенного дефекта. Заменяйте её профилактически на ежегодном ТО, чтобы такого не происходило. Но сам перегрев тоже нужно предотвращать, для этого следует пользоваться качественной ОЖ, не допускать утечек и отслеживать работоспособность водяной помпы. Замечено, что на это влияет и стиль вождения, агрессивная и быстрая езда способствует повышению температур до значений, с которыми порой не справляется система охлаждения, особенно, если в ней есть слабые места.

Самостоятельное выявление причин отказа цилиндра

Если у вас недостаточно опыта, то лучше передоверить поиск причин «троения» в автосервис, то, что вы его выявили, уже хорошо. Но можно попробовать поискать причину самостоятельно.

Самое сложное — это если причина в потере компрессии, восстановить её самостоятельно вряд ли удастся. Но в большинстве случаев причина в другом. Следует определить, какой именно цилиндр отказал. В нашем случае пользователь уже знает, что это пятый цилиндр. Возможно, он уже отсоединял высоковольтные провода от свечей зажигания, также эффективен способ диагностики и по форсункам.

Далее подвергаем диагностике сами высоковольтные провода, просто отсоедините их по очереди и осмотрите на предмет целостности, уделив особое внимание изоляции и жиле, по которой идёт ток. Иногда заметны изломы или выгорание. Имеющие такие изъяны провода лучше заменить, даже если дело не в них. Проверьте внутреннее сопротивление мультиметром, при негативных результатах провод обновляется.

Следующий этап — проверка свечей зажигания. При наличии деформаций или нагара поставьте новую свечу.

Затем нужно произвести замеры воздушного объёма, идущего на проблемный цилиндр. При его недостатке смесь не соответствует заложенным условиям, что может создать предпосылки к «троению». Герметичность проверяют, перекрыв трубу впуска и начиная подачу воздуха компрессором по вакуумному шлангу. Если появляется шипение, то герметичности нет.

Если вы давно не меняли воздушный фильтр, воспользуйтесь ситуацией, потому что засоры мешают подаче воздуха на смешение с топливом. Система даёт сбой и при некорректной работе датчиков, старые приборы дросселя и воздушной подачи следует поменять на новые, если они установлены в вашей модификации ДВС.

Ещё один необходимый замер при диагностике касается объёма поступающей ТВС. Манометром замеряют давление в ТС, оно не должно превышать уровня семи атмосфер. Проверьте его и на включенном зажигании, и на холостых оборотах, а для полной картины и на рабочих.

Недостаток же давления может свидетельствовать о поломках топливного насоса, возможно, повреждён клапан давления. Форсунки, если они не новые, можно даже не проверять, их положено менять ежегодно. Профилактически проведите чистку, но не используйте абразивы, они могут повредить защитное покрытие компонента.

Если двигатель оснащён модулем управления, то возможна и его некорректная деятельность, но диагностика этого узла доступна только на «продвинутых» СТО.

Ещё неплохо осмотреть поршень, на нём обычно сразу видны царапины, если они достаточно глубокие, то компонент подлежит замене. Вместе с ним меняют и кольца, при исправности поршня кольца можно заменить профилактически.

Профилактика «троения»

Чтобы профилактировать отказ цилиндра, нужно уделять внимание осмотрам и наблюдениям за работой этих компонентов. Важно также вовремя менять другие, упомянутые здесь, детали. По-хорошему, необходимо также протестировать на СТО электромодуль, если ваш двигатель оснащён им.

Ещё следует обратить внимание на качество технических жидкостей, потому что из-за засоров возможно появление этих проблем. Конечно, фильтры спасают ситуацию, но их следует регулярно обновлять. Та же поршневая группа будет тяжело работать с плохим топливом. Маслоутечки могут быть обусловлены низкокачественным составом масла. Для Камминз лучше всего подходит Valvoline, это масло разработано самим концерном-моторопроизводителем, но сейчас на рынке очень много фальсификата, тщательно проверяйте продавца, приобретайте его у «официалов». То же самое касается и охлаждающей жидкости, потому что недостаточное охлаждение также негативно влияет и на работу цилиндров.

Интересно, что много случаев появления «троения» и обращения по ним фиксируются на СТО в зимний период, что говорит о необходимости тщательности подбора комплектов для зимних температур, обязательны прогревы двигателя и осторожность именно в это время. Особое внимание следует уделить форсункам, с ними часто связано данное явление. Ещё случается, что старый цилиндровый блок, который уже нужно бы заменить, не обеспечивает должной защиты цилиндрам. 

Таким образом, мы разобрали причины, почему может отказать тот или иной цилиндр в двигателе Cummins, в том числе и в N14. Предложили решения и меры профилактики. Этот силовой агрегат хотя и не является новинкой концерна, но способен к продуктивной работе на многих направлениях хозяйственной жизни.

Свяжитесь с нами