О чём говорит цветное задымление в технике с Cummins?

Силовой агрегат Cummins — довольно крепкий и выносливый, он может радовать пользователя отсутствием капитального ремонта десятилетиями, если вовремя менять запчасти. Но даже в первые годы могут появляться симптомы, которые вызывают беспокойство у эксплуатантов, которые хотели бы, чтобы их мотор проработал как можно дольше. Поэтому сегодня мы коснёмся одного из таких явлений, заключающегося в изменении естественной расцветки выхлопного дыма. Возможно, это знают многие, что обычно это едва заметная, сероватая струйка, которую не всегда можно и рассмотреть. Естественно, что выход дыма из других мест двигателя, чернота или ярко-сизые хлопья — это всё признаки начинающихся «заболеваний» мотора. Но какие именно неполадки можно диагностировать по цветному дыму — об этом и будет наша статья.

Слишком много горючего, либо слишком мало воздуха

Топливная система в американских моторах производителя Камминз основана на сжигании топлива, именно оно даёт возможность образования газовой энергии, преобразуемой затем при помощи цилиндропоршневой группы в механическую, благодаря последней и начинается движение колёс. Но уже давно для эффективности процесса топливо смешивается с воздушной массой, дающей в смеси повышающий эффективность кислород.
Поэтому при повреждениях форсунок, осуществляющих вливание горючего, либо из-за некорректной топливной регулировки в насосном устройстве, происходит недостаточное сгорание смеси. Это говорит либо о недостатке топлива в смеси, либо о нехватке кислорода, только в этих двух случаях ТВС не сгорает полностью.
Догадаться о проблемах со сгоранием ТВС можно по черноте, которая идёт из выхлопов.
Возможными причинами могут быть также:

  • недостаточное давление на вливании;
  • повреждения регулятора давления.

Для регулировки топливной подачи в ТНВД имеется специальный винт, попробуйте закрутить его, возможно, это исправит ситуацию. Если улучшения не произошло — займитесь форсунками и регулятором.
У форсунок иногда случается некорректная подача из-за того, что инжектор неплотно посажен в гнездовую часть, эта проблема усугубляется недостатком давления, его просто не хватает, чтобы поднять иглу. Топливо может капать, но его не получается превратить в консистенцию тумана.

Проблемы ТНВД

Как уже стало понятно, чёрное задымление может говорить о неполадках с форсунками и регулятором давления. Но вина может лежать и на ТНВД. Если составляющие слишком изношены, то рычаг запуска топлива может не справляться с задачей. Это чаще бывает зимой, потому что действие ГСМ в этот период падает. Изношенный ТНВД — это другая причина, приводящая к чёрной окраске выхлопного дыма.

Давно ли вы меняли воздушные фильтры?

Если меняется расцветка дыма, задайте себе этот вопрос: не просрочена ли замена воздушного фильтра? Потому что чёрный дым может свидетельствовать и о нехватке воздушного кислорода, так бывает, когда вовремя не поменян воздушный фильтр.
Случается, что сбой в подаче воздушной массы обусловлен некорректной деятельностью ЕГР, что для некоторых водителей является достойным аргументом для удаления этого устройства. Но можно ограничиться и заменой дроссельной заслонки, она наиболее часто становится причиной подобного явления.
Строго говоря, воздуха может не хватать и по другим причинам. Например, дело может быть в старой турбине, обновите её — и сразу почувствуете результат. Возможно, нужно заменить впускные клапаны, когда они проваливаются, маршрут подачи тепла становится короче. Иногда некорректно стоят точки газораспределения относительно подачи горючего.

Если дым отдаёт синевой, либо ярко серый

Все вышеозвученные неисправности могут привести и к прочей цветной расцветке. Порядок действий в этих случаях тот же самый: проверка и замена воздушного фильтра, форсунок, турбины, клапанов, ТНВД.
Но синий дым чаще появляется из-за временного бака с топливным вливанием. Это обычно связано, опять-таки, с ТНВД, но немного в другом аспекте. Отсутствие должного нагрева топлива из-за недостаточной смазки приводит к дополнительным вибрациям, что заставляет дым синеть. Достаточно основательно прогреть мотор, синева пропадает.
Но это не означает, что исчезла проблема. Своей синевой на выхлопе мотор говорит о том, что пора ремонтировать, а скорее всего и менять ТНВД. Воспламенение из-за нагрева произошло в этот раз, а в следующий раз этого может и не случиться, так как будет недостаточно компрессии.
Ещё одна возможная причина связана с топливным фильтром. Не забывайте, что они тоже нуждаются в замене, иначе возможно и такое явление, как нехватка горючего, ведь проходящая грязь способна забить и магистраль, и другие составляющие топливной системы.
Синева в дыме появляется и в случае забитых сетчатых фильтров в баке и насосе, к этому могут привести и подсосы воздуха на трубопроводе. В том же ТНВД может быть слабая производительность при закачке горючего.
Ещё это может быть связано с слабым сжатием горючего, оно может застыть при низких температурах. Чтобы восстановить компрессию, работают с цилиндропоршневой группой. В частности, нужно заменить масло, возможно, лучше станут работать кольца. Иногда приходится менять и их, особенно, если обнаружится их залегание.
Когда удаётся решить проблему с синевой дыма, важно не останавливаться в попытках восстановить полную работоспособность двигателя. Потому что, например, иногда остаётся высокая вибрация. Тогда нужно посмотреть редукционный клапан. Его иногда заклинивает из-за плунжера. При встряске корпусной части слышится стук, плунжер начинает двигаться. Если это не так, то можно подставить булавку или спичку. Пробив заглушку, добейтесь сжатия пружины и выбейте плунжер вместе с кольцом. Встряхнув пружину, соберите клапан и верните его на место. Отрегулируйте давление в ТНВД, проблема должна быть решена.

Регулировка давления в ТНВД

Давление в ТНВД чаще приходится поднимать, чем снижать, потому что снижение идёт автоматически. Но если эта процедура необходима, то порядок действий следующий:

  • уприте бородок в заглушку редукционного клапана;
  • лёгким ударом молотка ударьте её, чтобы она слегка провалилась;
  • включите двигатель, проверьте его работу с разными оборотами, звука металла быть не должно;
  • повторите алгоритм снова.

Если не последнем этапе прослушивается металл, то заглушка провалилась слишком сильно, тогда будет проще поменять клапан.

Обязательно ли менять ТНВД?

Менять или ремонтировать ТНВД — решать вам, но любой ремонт — это инвестиция. Тут нужно смотреть возраст насоса, когда он переваливает за пятилетку, все вложения уже всё менее и менее эффективны. Купить новый насос будет и проще, и выгоднее.
Попробуйте раскрутить соленоид, вы наверняка увидите металлическую стружку. Это последствия работы изношенного насоса. Стоит ли мириться с тем, что устройство начинает приносить вред составляющим системы?
Обязательно поменяйте ТНВД, если внутри есть следы ржавчины, потому что она наверняка перекинется на другие части ТС, а потом и в прочие системы мотора. Иногда насос течёт, а это может привести и к взрывоопасной ситуации. Если насос не может подать топливо, он может быть закупорен, а это бывает при плохо очищенном топливе. Поэтому не всегда стоит винить в этом ТНВД. Но когда из-за проникающей эмульсии возникает риск поломки ГБЦ, лучше пожертвовать насосом.
Зачастую о неисправностях ТНВД догадываются по настолько косвенным признакам, что приходится только удивляться, насколько всё взаимосвязано в этом двигателе. Например, это может быть сход с позиции ремня ГРМ. Конечно, насос стоит проверить и в случае обнаружения топливного перерасхода.

Дымная синева как признак неполадок в ТКР

Мы уже коротко затрагивали турбину как причину цветного задымления, но эти причины не всегда связаны с полной неисправностью этого компонента. Иногда достаточно поменять уплотнители, потому что именно из-за их повреждений испаряющееся масло приводит к образованию синего дыма. Возможно, нужна и замена колпачков, они должны задерживать масло. Такая синева чаще появляется на холостом движении, потому что полный прогрев приводит к полному прогоранию масломоторного состава.

Пар, или дым слишком густ?

Так как за белое задымление зимой очень легко принять густые испарения, то у неопытных водителей в таком случае могут возникнуть сомнения. Развеять их довольно легко: пар не будет пахнуть прогоревшим маслом.
Кроме того, пары становятся невидимыми после прогрева мотора, хотя ощущать их можно вблизи выхлопного отверстия.
Белое задымление может быть следствием проникновения тосола в зону цилиндров. Обычно это бывает, если с задачей не справилась по причине исчерпанного ресурса соответствующая прокладка. Прокладки вообще требуют частых проверок и как минимум ежегодной замены. Поэтому заодно проверьте и особо значимую для профилактики таких явлений прокладку ГБЦ.
Если не успеете, то проблема может перейти и на саму блоковую головку. Из-за этого антифриз идёт на выхлоп с коррозийными элементами, а с расширительного бачка жидкость не уходит.
Что касается самой ГБЦ, то тут даже при небольших трещинах ремонт проводить сложно. Да и дорого обходится заделка чугуном, а медь просто не справится с нагрузками, будучи слишком мягкой.

Заключение

Итак, из этой статьи можно сделать однозначный вывод, что не обращать внимание на изменение расцветки выхлопного дыма никак нельзя, это в любом случае свидетельствует о каких-то проблемах с тем или иным узлом, а иногда и о комплексных неисправностях в двигателе. О каких именно неисправностях идёт речь — смотрите выше. Исключение — только пар в зимний период. По цвету, конечно, не всегда можно догадаться об источнике проблем, но мы привели подробный анализ возможных действий и предупредили о последствиях. 

Свяжитесь с нами