Почему замена прокладок важна для любого двигателя Cummins?

Силовые агрегаты американского производителя Cummins — довольно крепкие и надёжные, их достаточно просто ремонтировать, с чем справляются даже неискушённые пользователи, потому что почти все детали можно заменить по отработанным ремонтным схемам. Этому способствует и упрощённый доступ к каждому компоненту, их компактное расположение. Нельзя не отметить и высокую износостойкость каждого узла, над чем усиленно работают конструкторы и разработчики. Именно поэтому мотор может служить долгие годы, но не стоит забывать о правилах, установленных производителем. Одним из них является обязательная замена прокладок. Об этом и будет наша сегодняшняя статья, потому что у тех, кто ленится или забывает это сделать, мотор может отказать совершенно неожиданно.

Значение прокладок

Прокладкой называют защитный элемент, устанавливаемый для уплотнения различных узлов и прилегающих к ним мест в двигателе внутреннего сгорания. Они могут устанавливаться в самых разных местах мотора — цилиндровый блок, головка блока цилиндров, топливные, водяные и масляные насосы и т.д. Прокладки ставятся как на саму деталь, так и рядом с ней. В некоторых узлах устанавливается несколько прокладок. Являясь по своей сути уплотнителем, эта деталь должна обладать определённой гибкостью. Вместе с тем на неё возложена задача защиты того места, на котором она лежит. Защита эта прежде всего от протечек, ведь при плотной посадке место герметизируется. Но одновременно она закрывает позицию и от проникновения посторонних веществ, той же химии. Если в это место попадает действие удара и давления, то прокладка собой прикрывает деталь, сила воздействия смягчается. Поэтому прокладка должна быть одновременно и гибкой, и прочной.

Эта задача решается только ответственными производителями, которые тщательно подбирают материалы для них, исходя из каждой конкретной ситуации. В некоторых местах прокладки имеют определённую долю металлов, в других даже резина пропитывается особыми укрепляющими веществами и добавками. К таким производителям относится и концерн Камминз, его прокладки — одни из самых прочных, на рынке они в большой цене у потребителей.

И всё же, несмотря на все предпринимаемые усилия, прокладки хотя и имеют большой ресурс, но, защищая детали, они принимают на себя всю силу падающих нагрузок. Поэтому довольно часто они повреждаются, в этом случае их надлежит менять на новые. Игнорирование этого требования влечёт за собой потерю работоспособности и повреждения узлов, которые защищают те или иные прокладочные компоненты.

Причины, по которым прокладки выходят из строя

Разберёмся подробнее с причинами, по которым прокладки выходят из строя, а также рассмотрим способы диагностики.

Спектр воздействий, которые испытывают прокладки, огромен. Это и высокотемпературный жар, который в некоторых местах может сочетаться даже с огневым воздействием, и абразивная химия, и загрязнения. Последние смешиваются с текущим топливом, маслом, тосолом. Жидкости и вещества вступают в незапланированные реакции, образуются опасные смеси, они разъедают поверхность и внутренности прокладок.

В дороге неизбежны сотрясения, бывает, что залетают мелкие предметы, например, камни. Если детали плохо прикручены, они тоже могут падать. Стоит учесть, что на высокой скорости вес каждого предмета многократно увеличивается. На составляющие мотора давит и сила воздушного давления. Совокупность этих факторов негативно влияет и на прокладки. Именно поэтому они могут рваться, трескаться, от них отлетают куски, они сжимаются, к ним прилипают различные частицы, они могут увеличиваться в размерах. По этим признакам диагностируют непригодность этой детали к дальнейшей деятельности.

Конечно, прокладка, которая лишь немного надорвана или имеет небольшую трещину, может эксплуатироваться и дальше. Но эксперты рекомендуют обновить её уже на этом этапе, потому что очень быстро место повреждения может резко увеличиться, а возможности проверки ежечасно есть не всегда. Некоторые дефекты могут иметь скрытый характер, так как прокладку не всегда можно достать, да и не рекомендуется это делать без надобности. Дело в том, что за время совместной деятельности прокладка может буквально срастаться с деталью, разрывать эту связь не стоит. Именно поэтому с новым компонентом всегда устанавливаются новые прокладочные элементы.

Что касается планового обновления прокладок, то его можно провести и без диагностики. Если прокладка отработала год — у неё уже близок к исчерпанию ресурс, не стоит рисковать, нужно просто поставить новую. Если машина используется интенсивно, то и срок обновления наступает раньше.

В целом же для выявления неисправностей прокладки обычно достаточно визуального осмотра, её даже и не надо вынимать с места постановки. Но полезно обновлять эту деталь даже при осмотре с выемкой того компонента, который она защищает.

В некоторых местах неисправность прокладки можно выявлять по косвенным признакам. Например, повреждения прокладки ГБЦ (а на этот узел ставится шесть и более прокладок) выдают сложности с холостым ходом, об этом же может свидетельствовать перегрев «движка» с недостаточным уровнем ОЖ. О пробитии прокладки говорит и проникновение белой эмульсии в моторное масло. Опасный симптом — и свечной нагар. В этом случае может меняться на неестественно сизую или чёрную дымовая расцветка. Появляются выхлопные прострелы и т.д.

Выполняется ли ремонт прокладок?

В отличие от многих других деталей в составе американского мотора, ремонт прокладок не выполняется, хотя его и пытаются сделать некоторые водители. Но подумайте логически: возможно ли подручными средствами восстановить определённую площадь детали, над увеличением прочности которой трудился огромный коллектив концерна? Без адекватных материалов это невозможно. Поставив заплатку на прокладку, вы наверняка придёте к необходимости замены вследствие нового повреждения уже в ближайшие часы. Поэтому такая мера возможна только как исключение из правил в чрезвычайной ситуации, когда надо доехать до ближайшей СТО.

Если прокладка смята, то восстановить форму тоже вряд ли удастся. При разбухании будет сложно вернуть исходный объём. Единственная ситуация, когда восстановление более-менее возможно — это небольшие царапины, но на них у водителей не принято обращать внимание, а совершенно зря. Уже этот признак свидетельствует, что прокладку скоро придётся заменять.

Замена прокладок

Замена прокладок выполняется по-разному, в соответствии с расположением тех узлов, которые они защищают. В качестве примера рассмотрим одну из самых сложных операций — замену прокладки ГБЦ. Без снятия самой головки тут не обойтись, а она весит более 23 кг. Поэтому воспользуйтесь помощью напарника, а лучше вместе используйте специальное подъёмное устройство. Демонтируйте также патрубки, трубки и фланцы, стаканы, систему вливания горючего, ролик натяжки генераторного ремня. Уберите, чтобы не мешались, и проставки. Отключите датчики и сверните в сторону бак крепления насоса ГУР.

Болты выкручиваются по особой схеме, начиная с края и двигаясь диагонально к центру. После снятия ГБЦ из-под неё вытаскивается и прокладка. Очистив посадочное место, можно ставить новую, предварительно промаслив для лучшей посадки.

Как увеличить срок жизни?

Увеличить срок жизни прокладок довольно сложно, ведь именно с их помощью пролонгируется период действия защищаемых ими запчастей. К тому же у прокладок производства Камминз (и его партнёров) он и так довольно велик. Сравните время эксплуатации с теми низкокачественными образцами, которые продаются магазинами вдоль дорого, и вы поймёте, что год исправной службы — это вовсе и не мало. Конечно, «камминзовская» прокладка может прослужить и дольше, просто поменять её желательно через 12 месяцев эксплуатации. Ну, или, по крайней мере, купить про запас.

Кстати, концерн выпускает специальные ремонтные комплекты, в которых имеются и прокладочные. Покупать наборами вообще выгодно, а в данном случае ещё и удобно, потому что имеешь полный комплект на все случаи жизни. У нас имеются такие для каждой серии Cummins, чаще всего они разделены на верхние и нижние, потому что многие дифференцируют эти части ремонтного процесса.

Как вы заметили из приведённого выше примера, перед постановкой прокладки промасливаются. Но в элементах топливной системы их смазывают топливом, которое тоже служит средством смазки, в системе охлаждения применяется тосол. Это тоже помогает прокладке служить дольше, так как она до конца входит в свою позицию.

Ещё одна обязательная мера — это соблюдение режимных моментов, детали, в том числе и прокладки, не выдерживают круглосуточного режима, нужны технологические перерывы.

Заключение

Итак, роль прокладок в работе американского мотора Cummins огромна, они и уплотняют пространство, и защищают детали от множества воздействий. Принимая на себя весомую нагрузку, они повреждаются, тогда их необходимо как можно быстрее заменить новыми. Отремонтировать их эффективно не получится, такое возможно лишь как временная мера. Для выбора можно использовать только оригинальные прокладки производства концерна и его партнёров, потому что только они могут гарантированно совпасть с посадочным местом по размерам. Кстати, у нас они распространяются с гарантией производителя, потому что мы работаем в качестве дистрибьютера. В статье раскрыты причины прокладочных повреждений, приведена технология наиболее сложной замены прокладки ГБЦ. Уделили мы внимание и профилактическим мероприятиям. Несмотря на относительно короткий срок действия прокладок в силовых агрегатах Камминз, оригинальные прокладки его производства всё же служат дольше любых других из представленных на рынке.

Свяжитесь с нами