Что делать, если появился осевой люфт распредвала на Камминз ГАЗель?

Двигатель Cummins (США) устанавливается не только на большегрузную технику, по стране и постсоветскому пространству перемещается множество ГАЗелей, Валдаев и Соболей, оснащённых такими модификациями этого ДВС, как ISF2.8 и ISF3.8. Техника с ними перевозит пассажиров в небольших населённых пунктах, привлекают её и бизнес-структуры, государственные организации, она отлично справляется с перевозкой различных грузов среднего тоннажа. Во многом этому способствует мощный, но экономичный двигатель с хорошо продуманной, компактной структурой, у которого можно заменять детали, ремонт довольно прост благодаря тщательно отработанным ремонтным схемам. В связи с этим наша статья будет посвящена одному из распространённых пользовательских запросов — что делать, если появился осевой люфт распредвала на двигателе Камминз, установленном на Газели? Предложим решения, выявим причины и рассмотрим вопросы профилактики этого явления.

Функционал распредвала в ДВС

В двигателях внутреннего сгорания, к которым относятся и американские Камминз, вал газового распределения играет огромную роль, что позволяет относить его к основным узлам. Его неисправность может вызвать остановку деятельности мотора, электроника блокирует движение при его поломках.
Распределение газов — сложный процесс, ведущая роль в нём принадлежит распредвалу, кроме того, он занимается разводкой тактов мотора и соотносит между собой стадии деятельности по клапанам. Вывод отработанных газов и подача топлива, смешанного с воздушной массой, на сгорание — также в зоне его ответственности.
В конструкции этого узла можно выделить стержневую основу, впереди которой есть паз для шпонки, туда же вставлен шкив. В шейке устанавливается сальник, предохраняющий от утечек поступающего для смазки масла. Когда вал вращается, штангу выталкивают кулачки. Имеются также каналы для прохода масла.

Опасность осевого люфта и его причины

Осевой люфт газораспределительного вала может возникать в двигателе Камминз по разным причинам, в конечном итоге они сводятся к двум — общее старение материалов узла, обусловленное неблагоприятными воздействиями и экстренными ситуациями, и недостаточное внимание к техобслуживанию детали.
В процессе своей деятельности вал газового распределения испытывает на себе действие высоких нагрузок, ситуация осложняется общей неблагоприятной атмосферой, складывающейся в моторе. Это и действие высоких температур, давления, протекающей химии, различные встряски и падения предметов. Поэтому он нуждается и в значительном охлаждении, которое возможно только при эффективно действующей системе с качественным хладагентом и отсутствием утечек ОЖ, и в качественной смазке, обеспечиваемой только оригинальным, высококлассным маслом, при условии поступления в должном объёме, что порой невозможно из-за тех же утечек.
Когда эти условия не выполняются, риск появления дефектов, в том числе и осевого люфта вала, резко возрастает. Обнаруживают это обычно случайно, но внимательное наблюдение поможет выявить такую, например, симптоматику, как стук клапанов (при их рабочем состоянии), особенно заметен он на холостых оборотах.
Случается, что вал начинает люфтовать после замены, например, ремня ГРМ, что ещё раз говорит о сложном характере операций обновления в этой части мотора. Пользователи могут воочию наблюдать, как шкив отклоняется от траектории на сантиметр и больше. Причиной может быть и заклинивание механизма, что, в свою очередь, объясняется недостаточным поступлением масла.
При этом отклонения от траектории в пределах нормы не принесут значительного вреда, но со временем величина отхода может увеличиться, это уже чревато опасными проблемами, среди которых нарушение герметичности в масляной магистрали. Норма люфта для большинства моделей «американца» — примерно треть сантиметра, чем больше это отклонение — тем выше риск обозначенных явлений. Сам по себе Cummins — довольно тихий мотор, конструкторы немало поработали над снижением шумового и вибрационного уровней, возникающий вследствие распредвального люфта стук будет нивелировать это преимущество. И плюс разливающееся масло, которое может, например, попасть в электронику, от этого возможны замыкания, да и другие компоненты будут покрываться нагаром. Словом, проблему всё равно придётся решать, и чем раньше — тем лучше.

Способы решения

Основной способ решения в подобной ситуации — это замена распредвала. Конечно, концерн Камминз выполняет его из крепчайших материалов, закладывая в узел весомую долю металлов с особыми свойствами, способными оказать сопротивление физическим и химическим воздействиям, у него высока сопротивляемость даже огневому фактору. Но рекомендуемый срок действия вала газового распределения всё же ограничен пятью-десятью годами при среднеинтенсивной эксплуатации, если техника используется аврально, с круглосуточными периодами, то время гарантированной работы без нареканий может быть ещё меньше. Что-то нам подсказывает, что проблема появилась отнюдь не в первые три года, а далее вкладываться в ремонт уже особого смысла не имеет, потому что срок замены не за горами. Обновление вала обходится не дёшево, но заменять мотор полностью будет ещё дороже. Поэтому стоит обдумать этот вариант. Особенно он подходит тем, кто уже исчерпал обозначенный ресурс узла. Поверьте, проблемы будут только нарастать, заменить распредвал на этой стадии — означает значительно увеличить потенциал своего «движка». Технологию замены приведём в следующем разделе.
Тем же, у кого срок обновления ещё далёк, возможно, стоит воспользоваться гарантийным обслуживанием, это реально, если вы покупали вал у официального дилера. Если же нет, то проблемы могут быть обусловлены тем, что компонент попросту неоригинальный.
Но есть ещё ряд мер, которые могут помочь в данной ситуации. В частности, самым простым шагом является замена упорной пластины, иногда это помогает снизить величину люфта. Если же она всё равно остаётся больше 0,4 мм, вал рекомендуется заменить.
Так как причина может быть обусловлена клапанными толкателями, то их тоже можно попробовать заменить. Если не помогло — значит, причина не в них, но хотя бы за эту деталь и её функционал можете быть спокойны.
Ещё одна попытка обойтись «малой кровью» — это замена подшипников, но их проблемы — это почти всегда недостаток смазки, поэтому заодно поменяйте фильтры с маслом, наверняка уже вышел срок. Проверьте магистраль, возможны утечки, задайтесь вопросом — давно ли вы меняли масляный насос, проверьте, не снизил ли он свою продуктивность.

Технология замены распредвала

Если всё озвученное не помогло, вероятно, не обойтись без замены распредвала. Это сложная операция, если вы не имеете достаточного опыта, обратитесь на СТО. Но водители нередко меняют этот узел самостоятельно, подстраховываясь напарником, либо используя подъёмник, так как компонент тяжеловатый.
Придерживайтесь следующей последовательности действий:

  • отключение минусовой клеммы с аккумулятора;
  • снятие двигателя;
  • демонтаж вакуумного насоса и крышки ГБЦ;
  • выставление ВМТ первого цилиндра в такте сжатия;
  • откручивание пяти крепёжных болтов и снятие крышки привода ГРМ;
  • выкручивание двух крепёжных болтов со снятием крышки цепной гидронатяжки, извлечение находящегося под ней плунжера;
  • фиксация цепи сжатием проволокой;
  • ослабление болтов задающего плуга и звезды;
  • выкручивание болта, закрепляющего круг датчика фаз и звезду, после этого коленвал уже нельзя проворачивать во избежание фазной сбивки;
  • демонтаж звезды вместе с цепью с хвоста;
  • снятие дистанционной шайбы;
  • снятие коромысел с толкателями клапанов вместе с извлечением их опор;
  • снятие стопорной пластинки с выкручиванием двух крепёжных болтов;
  • промерка люфта по оси.

Далее всё в обратной последовательности, есть ещё ряд необходимых замеров — радиального биения, диаметра опорных шеек и т.д., но обычно их выполняют с бывшим в употреблении узлом. Полезно также вместе с распредвалом заменить толкатели и коромысла клапанов. Перед тестовым запуском используйте особое, предназначенное для этого масло Valvoline.  

Профилактические рекомендации

Чтобы распредвал мог работать дольше, занимайтесь профилактикой его неисправностей. В частности, используйте оригинальное, качественное масло, желательно разработанное концерном Вальволайн. При этом вовремя меняйте и фильтры, а чтобы не докучали утечки, профилактируйте их регулярной заменой уплотнителей — прокладок, сальников, колец.
Так как на распредвал существенное влияние оказывает и высокотемпературный режим, работайте с системой охлаждения, используйте качественную ОЖ, так же контролируйте отсутствие утечек на магистрали и не забывайте, что есть ещё интенсифицирующий охлаждение вентилятор, добивайтесь его нахождения в работоспособном состоянии.
По возможности избегайте агрессивного стиля вождения, не набирайте без необходимости высокие обороты, не дрифтуйте и не разгоняйтесь без прогрева «движка» — всё это пагубно сказывается на состоянии распредвала и других составляющих мотора.

Заключение

Таким образом, проблема осевого распредвального люфта может серьёзно сказаться на состоянии вала газового распределения, поэтому нужно держать на контроле его величину, а при превышении указанных норм узел лучше заменить, воспользовавшись приведённой последовательностью действий. Если распредвал ещё не стар, можно попробовать реализацию приведённых здесь способов решения этой проблемы. Мы рассказали и о причинах подобного явления, предложили и профилактические меры. Надеемся, что всё это поможет и дальше пользоваться высоким потенциалом двигателя Cummins ISF2.8, 3.8 на ГАЗели. Если потребуются запчасти — заказывайте у нас, на них действует заводская гарантия производителя, мы работаем как дистрибьютерская организация. Цены держим на уровне рыночных.

Свяжитесь с нами