Замена вкладышей без снятия коленвала на Cummins 6ISBe

Двигатель Cummins 6ISBe довольно часто встречается на самой разнообразной автотехнике, работающей в различных направлениях хозяйственной жизни. Это и сельскохозяйственные машины, и грузоперевозочные, применяется он и на технике в строительстве, лесозаготовках, пассажирских перевозках. Где бы он ни работал, владельцы отмечают высокую износостойкость, неприхотливость к природным, ландшафтным и географическим условиям, хорошую способность к длительной работе. Мотор позволяет развивать высокую мощность, преодолевать различные препятствия, он легко ремонтируется, так как детали можно заменять на аналогичные, они компактно и удобное расположены. Поэтому сегодня мы расскажем о такой распространённой операции, как замена коренных вкладышей, но подскажем, как провести её без снятия коленчатого вала, что предусмотрено мануалом. Но начнём с характеристики этой детали, а в завершение предложим профилактические меры для пролонгации эксплуатационного периода.

Характеристика детали

По своей сути коренные вкладыши, называемые также коленвальными, являются подшипниками, но имеют дополнительные функции защиты коленчатого вала и маслопроводки к нему. Эта маслопроводка и обеспечивает необходимую защиту, ведь масломоторный состав улучшает взаимодействие между составляющими вала, создаёт и оболочку, через которую меньше проникают различные воздействия. Полукруглая деталь с отверстием для заливки масла и канавками для его проводки отлично справляется с защитой коленвала при вращении его составляющих, ставится она непосредственно на них.

Среди коренных вкладышей встречаются также упорные, обеспечивающие дополнительно упор составляющих вала, а после ремонта необходимо ставить ремонтные, отличающиеся по размерам от стандартных. Но в этой статье мы не касаемся этих разновидностей, потому что снятие коленвала для ремонта — процедура обязательная.

Помимо коренных вкладышей, в моторе используются шатунные, это совсем другая деталь, о ней тоже не будет сказано в статье. Коренные же вкладыши разделяются на нижние и верхние, так как часть ставится на верхние позиции, а другие в низ узла.

Почему приходится менять?

Коренные вкладыши находятся на передовой позиции, они выполняют функцию защиты коленвала, являющегося одним из основных узлов в моторе. Неудивительно, что довольно часто они повреждаются, спасая ценой своей жизни его. Без них поломки коленчатого вала участились бы, а это означало бы высокую вероятность остановки мотора, ведь именно коленвал своим вращением обеспечивает его запуск, передавая энергетический импульс на колёсную группу. Всё же стоит учитывать, что оригинальные, производимые концерном Камминз из крепчайших материалов, вкладыши способны к более длительной эксплуатации, чем многие из представленных на рынке, тем более что попадаются и изготовленные кустарными производителями, контрафактные, и просто сделанные из легковесных металлов.

Работа коленвальных вкладышей проходит в атмосфере с высочайшими температурами, под зашкаливающим давлением, проникают в мотор и посторонние вещества с различными химическими свойствами, даже протекающие технические жидкости в смешении и с добавлением грязи становятся опасными абразивами, разъедающими составляющие, в том числе и коленвал с вкладышами. Страдают они и от ударов, встряски, неизбежной в дороге. Конечно, производитель закладывает качественные материалы и формирует мощный ресурс с возможностью сопротивления всем этим негативным воздействиям, но он небезграничен. Рано или поздно даже металл в составе компонентов не выдерживает и трескается, такое может произойти и с вкладышами. Кстати, некоторые водители не обращают внимание на мелкие трещины, а зря, потому что в таком случае очень скоро может возникнуть необходимость замены не только вкладышей, но и самого коленвала.

Есть ещё проблема нехватки смазки, вкладыши, как и сам коленвал, довольно «маслозависимы», как уже говорилось, моторное масло помогает компонентам бороться с воздействиями. Но некачественное масло не может обеспечить такую возможность, это первая причина, почему его может не хватать вкладышам. Другая — даже качественное масло может оказаться засорённым примесями и загрязнениями, если не вовремя поменяны фильтры. А это часто бывает при утечках, ведь фильтр засоряется быстрее, его необходимо менять чаще. Кроме того, проблема возможна вследствие тех же утечек, масло может не дойти в нужном объёме.

Ещё одна комплексная проблема, вследствие которой ломаются вкладыши — это перегревы. На высоких температурах в моторе плавятся даже металлы, если недостаточно работает система охлаждения. А это, в свою очередь, может быть обусловлено так же утечками, некачественным хладагентом, не в полной мере работоспособной водяной помпой.

Пути решения

Как бы то ни было, в ситуации поломки вкладыша его необходимо заменить новым, заниматься ремонтом — такая идея редко приходит даже привыкшим всё ремонтировать пользователям. Заклеить или поставить заплатку на сравнительно небольшой вкладыш — это абсолютно бесполезно, вследствие озвученных причин такой отремонтированный экземпляр в моторе долго не проживёт. Поэтому выход один — это замена.

Но замена вкладыша нужна также при постановке нового коленчатого вала, узел срабатывается с ним, можно сказать, в единое целое. Наконец, неплохо поступают и те владельцы автотехники, которые практикуют превентивную замену, ведь со старым вкладышем может пострадать коленвал. Лучше всего это делать ежегодно, в рамках ТО.

Если уж решились менять вкладыши, лучше всего это делать комплектно, такая покупка обходится дешевле, а процесс будет удобнее. Тем более, что мы подскажем, как сделать это просто. Кроме того, дефекты в моторе обычно не ходят поодиночке: «полетел» один вкладыш — жди поломки другого. Проще заменить все сразу.

Способ замены без снятия коленвала

Согласно Мануалу, вкладыши в двигателе Cummins 6ISBe меняются со снятием коленчатого вала. Но есть водительская хитрость, применяемая и в других разновидностях мотора, позволяющая сделать это без демонтажа довольно тяжёлого узла.

Расположение верхних коренных вкладышей — между коленвалом и БЦ. Но начать проще с нижних, для их постановки, правда, приходится снимать щеку. Затем переходим к верхним. Необходимо найти болт под отверстие для заливки масла, он должен заходить в отверстие не полностью, чтобы верхняя часть оставалась видна. Эта верхняя часть стачивается до толщины вкладыша. Вставив болт в коленвал противоположно замыкающей части верхнего вкладыша, проворачиваем коленвал 22-м ключом против часовой стрелки, добиваясь упора вставленного болта во вкладыш. Этот упор и заставит вкладыш зайти внутрь, для упрощения задачи можно промаслить его с обеих сторон. Заход вкладыша должен быть ровным, чтобы не было повреждения замочного элемента.

Следующий этап — проворот коленвала по часовой стрелке, болт пока остаётся во вкладыше. Промаслив новый вкладыш, его нужно поставить как нижний, но наоборот, чтобы после полукруга замок оказался на своём привычном месте. Зацепив первый вкладыш за край под блоком, проворачиваем коленвал в другую сторону, по часовой стрелке. Упор болта во вкладыш затолкнёт и этот вкладыш внутрь. Если болт выходит на более чем сантиметр, вытащите его и втолкните вкладыш вручную, либо используйте отвёртку, обёрнутую тканью.

Почему этот способ — на крайний случай?

Несмотря на довольно простые действия, этот способ замены коренных вкладышей не рекомендуется применять на постоянной основе.

Во-первых, всё-таки нередки случаи, когда коленвал обновляется, вместе с ним ставят и новые вкладыши.

Во-вторых, после ремонта коленвала приходится ставить особые, ремонтные вкладыши.

В-третьих, если вы меняете вкладыши не в результате экстренной поломки, а в ходе плановых мероприятий, например, ежегодно, то полезно снять коленвал, очистить и даже промыть его, не забыв тщательно высушить перед постановкой.

Но для экстренных случаев, когда обнаружена необходимость внеочередной замены вкладышных компонентов, он вполне подойдёт и является безопасным, если соблюдать осторожность.

Профилактические меры

Чтобы коренные вкладыши служили в двигателе Cummins 6ISBe долго, следует работать с ними профилактически. Как уже говорилось, лучше заниматься их заменой планово, в рамках ежегодного ТО.

Неисправности вкладышей могут быть обусловлены недостаточной смазкой, решение этой проблемы поможет пролонгировать и срок службы коленвала, дольше в таком случае будет работать и весь мотор. Поэтому пользуйтесь разработанным концерном маслом Valvoline, не допускайте утечек, профилактируйте их постановкой и регулярной заменой элементов уплотнения.

Чтобы вкладыши не пострадали от перегревов, следите и за тем, чтобы качественно работала система охлаждения. Заливайте качественную ОЖ, контролируйте отсутствие утечек, следите за исправностью водяной помпы.

Периодически можно очищать вкладыши от накопившейся грязи, здесь как раз пригодится описанный способ для выемки без снятия коленвала. У нас вы можете приобрести любые оригинальные компоненты производства концерна Cummins, как дистрибьютер, распространяем их с гарантией производителя по ценам не выше рыночных.

Свяжитесь с нами