Основные неисправности Cummins 6ISBe и пути их решений

Двигатель Cummins 6ISBe — довольно распространённый на различной технике, в том числе и отечественной, что весьма актуально в период санкционных ограничений. В частности, его применяет автозавод КАМАЗ, успевший добиться локализации выпуска силовых агрегатов на СП КАММИНЗ КАМА. Эти «движки» ставятся и на автобусы, например, НЕФАЗ и др. Помимо высокой мощности и отличной экономии по топливному расходу, мотор имеет такое преимущество, как высокую ремонтопригодность. Это означает, что благодаря взаимозаменяемости деталей, к которым обеспечен быстрый доступ, а также возможности применения простых ремонтных схем, с ними справляются даже новички, отремонтировать мотор в случае поломки не составляет большой сложности. Разберём типичные причины поломок двигателя и укажем, что с ними делать.

Краткая характеристика

Как видно из названия, дизельный двигатель Камминз серии 6ISBe работает на шести цилиндрах с рядным расположением, развивая мощность до 300 л.с.

Все цилиндры — четырёхклапанные, что считается оптимальным вариантом для их работоспособности. У ДВС — прекрасная способность развития крутящего момента, его удаётся разогнать до 1500 Нм. Силовая установка выгодно выделяется на фоне многих конкурентных низким уровнем шума и вибраций, что стало результатом нескольких конструкторских решений.

Передовая разработка Common Rail с высочайшим давлением, нагнетаемым при помощи топливного насоса ТНВД, обеспечивает бесперебойную подачу горючего с вливанием, осуществляемым при помощи высококлассных форсунок. При помощи подключённой электроники удаётся достаточно точно рассчитать оптимальные объёмы дизтоплива для впрыска, выбрав при этом и наиболее подходящий момент.

Всё это в совокупности значительно сокращает расход топлива, благодаря чему мотор считается довольно экономичным и эффективным. Во многом этому способствует также применение качественного турбонаддува, в некоторых модификациях турбина имеет даже возможность изменения геометрии. Благодаря этому удаётся существенно нарастить мощность, в данном моторе это даже больше чем на треть от исходной. Побочным эффектом является понижение выхлопной токсичности, что позволяет увеличить экологический класс ТС. Наверное, вы уже заметили, что автомобилей с этим двигателем ниже Евро-3 просто нет, а большинство ездит под Евро-4, есть модификации с пятым уровнем.

Камминз — сам по себе достаточно износостойкий и неприхотливый к погодным условиям мотор, но эта модификация входит в число самых крепких. Причиной является повышенное содержание крепчайших металлов, особенно это касается таких узлов, как цилиндровый блок, его головка, цилиндропоршневая группа и др. Здесь были проведены весомые работы по наращиванию хромомолибденовых включений, применялись чугун с модификацией, легированные стали. Особое внимание было уделено повышению класса жаропрочности, увеличена способность противостоять химии.

Всё это привело к тому, что двигатель активно устанавливается на технику, эксплуатируемую как на Крайнем Севере, так и в южных широтах, благодаря его применению она может работать и в сейсмически неустойчивой местности. Хорошей рекламой для этого «движка» является и то, что он активно применяется в технике для силовых структур. Завершим список достоинств указанием на отличное конструкторское решение — единую, безгильзовую конструкцию блока цилиндров, что стало причиной увеличения периода его эксплуатации.

Теперь от этого перечня достоинств перейдём к разбору основных причин поломок. Пусть вас не смущает такая формулировка, потому что для имеющего возможность ремонта СА неисправности — это нормально, главное, чтобы они были вовремя замечены и устранены. А ещё лучше — проводить превентивные ремонты, не дожидаясь полного отказа узлов, и менять их по старости.

Топливо как причина неполадок в топливной системе

И первой разберёмся с топливной системой, так как она является печальным лидером в автосервисах. Интересно, что процент обращений по ней с годами нарастает, хотя сама система тут и не особо при чём. Дело в качестве горючего, а оно, увы, испытывает объективные трудности. Но это не значит, что дело непоправимо. Вся причина заключается в редкой замене фильтров и игнорировании требования дополнительной установки сепараторов. Ориентируясь на регламент, водители допускают ошибку, не учитывая нюансов сегодняшней ситуации. Фильтры нужно менять чаще, чем два раза в год, как предписывается в рекомендациях производителя. Не ошибётесь, если перейдёте на ежеквартальную замену. Плюс установка сепаратора, он занимается не только удалением влаги, хотя она значительно ухудшает качество ДТ. В его силах выловить крупную грязь, что позволит снизить нагрузку на фильтр.

Форсунки стоят дороже, поэтому особого резона учащать их замену нет, но стоит помнить, что без ежегодного обновления вряд ли обойдётся. Немного дольше они будут работать, если будете чаще проверять отсутствие засоров, потому что именно они являются виновниками начинающихся протечек. Причина проста: грязь закупоривает их, они не выдерживают избыточного давления. Замер давления можно выполнить простейшим подсоединением воздушного шланга, при неравномерности движения есть засоры. Попробуйте прочистить их, но без абразивов, потому что их применение разрушит защитное покрытие. Эффект есть, если проводить процедуру по свежим загрязнениям, пока они не успели застыть.

Подобные проблемы свойственны и ТНВД. Интересно, что в ТННД они диагностируются реже. Очевидно, что избыточное давление чаще возникает там, где его и без того нагнетают. К проблемам с засорами в насосе добавляются и другие, связанные с износом составляющих. Обратите внимание на шумы, они часто выдают неисправность в ТНВД.

Проблемы с системой охлаждения

Если плохо работает система охлаждения, это может проявляться по-разному, но в конечном итоге приводит к потере всего мотора. Поэтому такие проблемы игнорировать нельзя, есть хороший шанс предотвратить опасные последствия, а они могут быть весьма печальными, вплоть до детонации. Тут влияет и качество ОЖ, и состояние труб, шлангов, имеет значение и работоспособность термостата. Просто не надо запускать ни одну из составляющих, конечно, не забудьте и о вентиляторе.

Кстати, многие, заметив поломавшуюся лопасть, меняют именно её. А это неправильно, потому что она, как более сильная, получит усиленную нагрузку и выйдет из строя вновь. Обновлять следует сразу всю крыльчатку.

Несмотря на высокую работоспособность, силовой агрегат не предназначен для круглосуточной работы. Если уж приходится работать много — соблюдайте технологические перерывы. Иначе первым, вероятнее всего, отреагирует цилиндр, затем проблемы могут перекинуться на всю цилиндропоршневую. Шатун в этом плане оказывается более защищённым, его спасают вкладыши, но не забывайте их менять, лучше ежегодно.

Слабеющая и неработоспособная турбина

Коснёмся и другой распространённой проблемы, связанной с турбиной. Турбокомпрессор по определению должен увеличивать мощность «движка», сокращая при этом топливный расход и повышая экологичность. Но у него есть ресурс, хотя и мощный, но не бесконечный. К тому же имеются правила, которые не стоит нарушать. Когда турбонагнетатель «барахлит», то от него уже нет пользы, более того, он может и негативно повлиять на эффективность деятельности мотора. Этот узел нуждается в особом уходе, его не стоит воспринимать как чудодейственную приставку, хотя эффект увеличения мощности более чем на треть — это весомая польза, которую он приносит.

Камминз сам не всегда ставит собственную турбину на моторы, в 6ISBe чаще распространён вариант Holset. И эта новация в своё время вызывала сомнения водителей — не в ней ли дело, ведь поломки шли чаще, чем в варианте концерна. Но детальный разбор чаще всего показывал, что причина вовсе не в оригинальной турбине компании, входящей в структуру концерна и работающей по его технологиям. В ряде случаев был установлен явный контрафакт, потому что новация не прошла мимо ушлых изготовителей фальшивых деталей. Иногда установка сочеталась с монтажом неоригинального датчика.

Как бы то ни было, турбокомпрессор может поломаться, например, при отсутствии должной фильтрации поступающего воздуха. Важно и то, как осуществляется смазка металлосодержащих деталей. Поэтому в следующем пункте мы плавно перейдём к этой проблеме, а по поводу турбины можно дать только один совет: если она стара, её следует менять. Свежие оригинальные турбонагнетатели ломаются очень редко, попробуйте заменить проблемные составляющие, это чаще всего всё та же крыльчатка, обратите внимание и на подшипники, добейтесь поступления чистого воздуха, вероятнее всего, проблема будет решена.

Некачественная смазка — причина поломок многих узлов

Турбина — не единственная деталь, страдающая от недостатка смазки моторным маслом. Эта проблема может затронуть и ту же цилиндропоршневую, и другие составляющие мотора. Причины тут различны, но начать надо с масла. Под его видом могут продаваться совсем не обладающие нужными свойствами составы, а потребители порой халатно относятся к выбору, покупая самые дешёвые варианты в сомнительных местах. Доходит и до смазки бытовым маслом, применяются пальмовые фракции.

Для Камминза лучший вариант — это разработанный им же состав Valvoline. И покупать его стоит у официальных дилеров, потому что иначе риск приобрести контрафакт слишком велик.

Дальше — фильтрация. Качественные фильтры у тех же официалов, регулярная замена не реже двух раз в год, одновременно с обновлением масла в системе, чтобы не занести загрязнения. Ну и, конечно, отсутствие протечек, в качестве профилактики замена прокладок и уплотнителей. Обратите также внимание на работоспособность масляного насоса.

Если коротко — это всё, все остальные причины поломок данного двигателя встречаются не так часто.

Свяжитесь с нами