Неисправности вентилятора в двигателе Cummins ISF3.8 на ГАЗели

Моторы Камминз считаются предназначенными для большегрузов, но американские разработчики не забыли и о среднетоннажном сегменте, поэтому в своё время ими был укомплектовано немалое количество ГАЗелей, Соболей, Валдаев. На эти маневренные «грузовички» и микроавтобусы ставились мощные силовые агрегаты Cummins ISF2.8 Cummins и ISF3.8, техника работает в основном на пассажирских и грузовых перевозках, обслуживает малый бизнес и доставляет различное оборудование, в том числе и медицинское. Владельцы отмечают такие плюсы, как мощность, топливную экономичность, выносливость, износостойкость и хорошую ремонтопригодность. Двигатель легко ремонтируется благодаря компактному размещению заменяемых деталей. У него мощная система жидкостного охлаждения, усиливаемая вентиляционным обдувом, поэтому он очень редко перегревается. Поэтому наша статья будет посвящена неисправностям вентилятора и их решениям для этого двигателя, расскажем о значении этого узла и приведём описание действий при замене.  

Значение вентилятора в ДВС

Вентилятор в американских моторах используется как средство интенсификации для системы жидкостного охлаждения. В силовом агрегате устанавливаются высочайшие температуры, так как проходят процессы сгорания топливовоздушной смеси, интенсивная деятельность контактирующих между собой компонентов тоже вносит свою лепту. Если не принимать никаких мер по снижению температур, то возможны и детонации, ведь в моторе работает электроника. Для понижения этих раскалённых температур действует система охлаждения жидкостью, хладагент подаётся на требующие охлаждения компоненты. Но этого недостаточно, поэтому действие системы усиливается вентиляционным обдувом. Кроме того, он может достать до тех мест, куда ОЖ дойти не может. Особое значение обдув имеет для электроники, ей попадание влаги противопоказано.

Вентилятор представляет собой прибор, который посредством соединённых в крыльчатку лопастей раскручивает воздушную массу, добиваясь её охлаждения. Скорость регулируется вискомуфтой, приводная передача проходит через ремень, наклон осуществляется при помощи шкива. Посредством датчика происходит включение.

Если вентилятор ломается, его необходимо отремонтировать или заменить новым, потому что иначе возможны перегревы мотора, последствием их может стать выход двигателя из строя, может создаться и взрывоопасная ситуация.

Неисправности, их диагностика

Причины возникновения неисправностей в вентиляторах, устанавливаемых на двигателях ГАЗелей, лежат обычно в плоскости прочих неполадок двигателя. Это главным образом исчерпание ресурса, компонент попросту стареет и уже не может обеспечивать в полной мере выполнение поставленных задач. Так происходит и по причине тех же высоких температур, давления, воздействующей химии. Случаются поломки и вследствие дорожных инцидентов, даже неосторожная поездка вызывает тряску, поэтому важно надёжное закрепление деталей, но крепёж тоже необходимо периодически менять.

Для металлических составляющих особое значение имеет смазка, если используется некачественное масло, защитного эффекта достичь не удаётся. Ухудшается взаимодействие компонентов, появляются последствия истираний, начинаются заклинивания. Это может быть и следствием утечек масломоторного состава, поэтому важно профилактировать их своевременной заменой уплотнителей.

Ещё одной возможной причиной может быть недостаточное внимание к техобслуживанию, когда компонент не осматривается, либо осматривается нерегулярно, что приводит к наличию неисправных составляющих. Со временем это приводит к поломке всего устройства.

Наконец, важен и режим использования автотехники. Если он круглосуточный, нужно хотя бы соблюдать нормы по технологическим перерывам, потому что при беспрестанной работе выход из строя компонент ускоряется.

Замечено, что при поломке одной из составляющих системы охлаждения, например, термостата, вскоре начинают ломаться и остальные. Это происходит из-за усиленной нагрузки, которая падает на них. Поэтому важно поддерживать работоспособность всей системы, вовремя заменяя детали на оригинальные, изготовленные концерном Cummins, допускаются также производимые под его контролем партнёрскими фирмами.

Как правило, пользователи замечают неисправность вентилятора слишком поздно, когда он уже не включается. Причиной может быть, например, неисправность проводки, либо замкнувшие контакты. Ещё случается сработка предохранителей. То есть, это не всегда связано с самим устройством, не всегда это и фатально. Но происходит это и из-за выработанного ресурса. Именно поэтому важны осмотры и наблюдение за работой устройства.

Например, вы заметили, что у вентилятора появился крен, дело может быть в поломке шкива, его замена позволит пользоваться устройством дальше. Любые повреждения нельзя оставлять без внимания, если даже устройство продолжает работать дальше. Как правило, это «звоночек», что довольно скоро появится неисправность.

Так как лопастей у вентилятора несколько, пользователи иногда игнорируют их поломку. Но вследствие этого дефекта снижается продуктивность действия устройства, поэтому необходима замена крыльчатки. Менять нужно именно крыльчатку, а не лопасть, потому что в противном случае на обновлённый элемент падает большая нагрузка, он ломается снова.

Ещё случается такая поломка, как отказ датчика включения вентилятора. Тогда устройство начинает работать не в то время, когда нужно, прибор следует обновить, это поможет увеличить срок жизни вентилятора.

Можно заметить и такое, что устройство не выключается, работая в беспрерывном режиме. Причиной может стать замыкание контактов, либо неисправный выключатель.

Опасность для качественной деятельности вентилятора представляет также изношенный ремень, либо его некорректная натяжка, вследствие чего теряется возможность привода. Эти элементы обычно меняют в паре.

Порядок действий при замене

Если вы решили поменять вентилятор на двигателе Cummins ISF3.8, то вам следует снять старое устройство. Для этого придерживайтесь следующей последовательности действий:

  • снятие минусовой клеммы с АКБ;
  • снятие ремня привода вспомогательных агрегатов;
  • снятие защитного кожуха вентилятора;
  • откручивание четырёх болтов крепежа устройства;
  • снятие вентилятора и проставок, во избежание поломки крыльчатки запрещается вытаскивать его за лопасти.

Далее нужно демонтировать и вентиляторный шкив, а затем и ступицу, для чего выворачиваются четыре её крепёжных болта. Эти детали лучше заменить новыми, болты ступицы закручиваются под 33 Нм. После постановки нового устройства его крепёжные болты заворачивают под 10 Нм (M6), 43 Нм (M10), 77 Нм (M12). Снятый ремень привода вспомогательных агрегатов ставится на прежнее место после очистки, подключается минус к аккумулятору, проводится тестовый запуск мотора. Посмотрите, нет ли крена у шкива, посторонних звуков у устройства, случается, что в результате некорректной постановки он начинает скрипеть, тогда попробуйте провести переустановку.

Профилактические мероприятия

Для увеличения срока действия вентилятора в двигателе Cummins ISF3.8 необходимы регулярные профилактические мероприятия. Прежде всего он нуждается в осмотрах и наблюдениях за его работой. Неисправное устройство почти всегда выдаёт себя посторонними звуками, можно заметить и крен шкива, обращайте внимание на состояние крыльчатки и её лопастей, не игнорируйте их деформации.

Вентилятор является частью системы охлаждения, корректно он будет работать только в случае её полной работоспособности, иначе на него будет падать лишняя нагрузка, и он выйдет из строя раньше. Поэтому используйте качественную ОЖ, не допускайте утечек и меняйте превентивно элементы уплотнения.

Для качественной работы металлические составляющие вентилятора должны получать полноценную смазку моторным маслом, поэтому отслеживайте и состояние этой системы, так же профилактируйте утечки обновлением прокладок, уплотнительных колец, заменяйте проблемные участки на магистрали. Для смазки в моторах Камминз лучше использовать состав, разработанный концерном, это марка Valvoline.

Оригинальный, производимый концерном Камминз вентилятор рассчитан на 3-5 лет среднеинтенсивной эксплуатации, но при должной степени ухода способен проработать и дольше, если вовремя заменять некоторые его составляющие при неисправности. Всё же по истечению этого срока нужно быть готовым к поломкам и замене.

Заключение

Таким образом, мы рассказали о значении вентилятора системы охлаждения в двигателях Cummins ISF3.8, устанавливаемых на ГАЗелях, перечислили его основные неисправности и способы диагностики, предложили ряд мер по их устранению. В статье приведено описание действий по замене устройства, уделили мы внимание и вопросам профилактики, чтобы мощный двигатель работал в течение длительного периода без перегревов. Все детали и узлы для двигателя Камминз имеются на нашем сайте, мы являемся дилером и распространяем их с гарантией по ценам, не включающим посреднические накрутки.

Свяжитесь с нами