Замена ТНВД на КАМАЗах с двигателем Камминз

КАМАЗ — широко распространённая по постсоветском пространстве марка автомобилей, её можно встретить в самых различных направлениях хозяйственной жизни, перевозках различных грузов и т.д. Эти автомобили — гордость российского автопрома, они стали ещё мощнее после постановки на ряд моделей силовых агрегатов американского производителя Cummins. Эти моторы не только мощны, но и просты в обслуживании, прекрасно ремонтируются, экономно расходуют топливо. Широкий спектр преимуществ обусловлен также применением одной из самых передовых топливных систем — Common Rail, в которой ведущее место занимает топливный насос высокого давления (ТНВД). О нём, диагностике его неисправностей, ремонте и замене — наша статья.

Роль ТНВД

Силовой агрегат Камминз использует топливную систему Коммон Рейл, есть и несколько собственных разработок по её типу. В этой системе огромную роль играет ТНВД, нагнетающий давление в топливе до высочайших значений. За счёт этого повышается скорость подачи горючего на сжигание, ведь в смешении с воздушной массой именно оно при сгорании даёт выброс газовой энергии, превращаемой потом цилиндропоршневой группой в механическую, благодаря этому импульсу колёса и начинают двигаться.

ТНВД тесно взаимодействует с форсунками, выполняющими впрыск, а также с электроникой. Это взаимодействие позволяет довольно точно рассчитать необходимые для вливания оптимальные объёмы, а также выбрать самое подходящее для него время. Нагнетаемое давление способствует и концентрации горючего, для вливания оно поддаётся в консистенции, близкой к туманной. Это сокращает необходимые объёмы, в том числе и поэтому достигается необходимая для эффективности экономичность расхода дизтоплива.

В этой схеме отсутствие работающего в должной степени ТНВД приводит к параличу всей топливной системы, она просто не сможет без него работать. К счастью, такое случается редко, как правило, его неполадки замечают на этапе отказа от работы составляющих, распространены также случаи обнаружения протечек.

Словом, если имеются неполадки в насосе, система ещё продолжает действовать, но теряется необходимая эффективность, что ведёт к расходу горючего. Кроме того, не стоит забывать, что дизтопливо само по себе — абразив, причём взрывоопасный, поэтому его утечки могут привести к непоправимым последствиям, вплоть до детонации. Растекающееся горючее может погубить электронику, оно будет разъедать различные уплотнители и имеющее весомое значение компоненты. Именно поэтому неисправный ТНВД нужно отремонтировать или заменить новым.

Причины неисправностей и их диагностика

Неисправности ТНВД в двигателях Камминз могут возникать по разным причинам, в конечном итоге это либо последствия исчерпания ресурса, либо следствие недостаточного внимания к обслуживанию.

Конечно, своё влияние оказывает тяжёлая атмосфера, складывающаяся в моторе, здесь на его составляющие оказывают влияние различные неблагоприятные воздействия. Это и высокотемпературный жар, и давление, и химически абразивные вещества. Попадающие в двигатель мельчайшие частицы летят с огромной скоростью, что увеличивает силу удара. Стоит учитывать и то, что плохо закреплённые детали могут падать друг на друга, выводя и себя, и их из строя. Именно поэтому важно следить за обновлением крепежа, используя для замены только крепкие, оригинальные болты, гайки и т.д.

Непосредственно ТНВД может пострадать от влаговоздействий, ведь от проникающей жидкости металл может ржаветь, теряя свои полезные свойства. В топливной системе важно взаимодействие всех составляющих, они влияют друг на друга, поэтому, например, неисправность форсунок быстро и негативно повлияет на насосные устройства. Мы говорим о форсунках, потому что их приходится довольно часто менять, даже если это крепкие, производимые концерном Камминз, компоненты. Если они работают некорректно, то насос не может получить нужное количество горючего.

В свою очередь, форсунки могут страдать от чрезмерно повышающегося давления, поэтому важно, чтобы оно не зашкаливало в ТНВД. Негативно влияют и начинающиеся вследствие этого утечки. Предохранять их последствия призваны различные уплотнители — прокладки и кольца, но их надлежит своевременно менять. Если же замены вовремя не произвести, то топливо, смешавшись с грязью, образует опасный состав, его попадание на составляющие насоса приводит к потере их функциональности.

Огромное значение имеет также то, какого качества горючее вы используете. Конечно, это сегодня глобальная проблема, но она решается тщательной очисткой при помощи фильтров, которые тоже нужно вовремя менять. Полезно также установить и сепаратор, он не только удаляет влагу из горючего, но и избавляет его от крупных загрязнений. Если же фильтрация не проводится должным образом, то возникает проблема загрязнений на всём пути движения ДТ, в любом месте может произойти закупорка, поднимется сверх меры и так высокое давление, начнётся утечка из-за лопнувшей трубы или шланга. Может это коснуться и топливного насоса.

Конечно, нужно следить и за тем, не износились ли составляющие насоса, те же шестерёнки или подшипники. Кстати, все металлические составляющие должны получать смазку моторным маслом, для чего должен использоваться качественный состав. При этом на линии подачи не должно быть утечек, что также требует контроля и регулярной замены масляных фильтров. В работоспособном состоянии должен содержаться масляный насос.

Ещё одна причина поломки ТНВД связана с электроникой, из-за окисления или отхода контактов может нарушаться коммуникация с ЭБУ, нужно следить за состоянием проводки, не допускать некорректности показаний датчиков и т.д.

Понять, что ТНВД неисправен и требует, как минимум, ремонта, можно по определённым признакам. Прежде всего, это характерный шум, он свидетельствует о нарастающих проблемах устройства. Растёт потребление дизтоплива, появляются явные протечки. Такой насос уже нельзя использовать с прежней эффективностью, на это нельзя закрывать глаза по вышеозвученным причинам.

Если вы подозреваете, что насос не даёт нужного давления, стоит проверить ремень, иногда он просто соскальзывает с шестерёнки. Возможно, стоит заменить подшипники, если они не подвергались чистке, то со временем на них накапливается затрудняющая деятельность грязь. Но это может быть и симптомом недостаточной смазки. В обоих случаях начинаются заклинивания.

Проблемы в топливной системе могут проявляться изменением расцветки выхлопных газов, при её обнаружении нужно проверить многие составляющие, но в том числе это может быть обусловлено и неисправностью ТНВД. Если заметили, что пора менять форсунки, не поленитесь проверить и насос, их неисправность часто отражается на его работоспособности.

Следите за сохранностью корпуса, он неслучайно считается защитником насоса, при его повреждениях могут пострадать и иные составляющие устройства.

Иногда поломка насоса приводит к обратному эффекту, давление чрезмерно увеличивается, что может привести к разрывам труб на магистрали. Этот дефект связан с поломкой электроники, после его обнаружения насос лучше заменить новым, так как ремонт будет сложным и дорогостоящим.

Ремонтировать или менять?

В отдельных случаях ремонт ТНВД возможен, но это бывает значительно реже, чем возникшая необходимость замены. Связано это с тем, что оригинальный, производимый концерном Камминз насос обычно бесперебойно работает в течение нескольких лет, а затем вкладываться в обновление его составляющих уже не имеет смысла, ведь через трёх-пятилетний период его всё равно положено заменить новым. Конечно, при хорошем обслуживании он может проработать и значительно дольше, но не в нынешних условиях, когда качество ДТ оставляет желать лучшего.

Поэтому в большинстве случаев рекомендация для проблемного насоса однозначна — его следует заменить новым. Только в отдельных ситуациях можно заменить ту или иную деталь, как правило, речь идёт о шестерёнках, подшипниках и другой мелкой номенклатуре.

Порядок действий при замене

Сразу оговорим основное условие — для замены можно использовать только оригинальный насос заводского производства Камминз или его партнёров, его вы можете приобрести у нас. Лишь в этом случае гарантируется его корректная деятельность в системе.

ТНВД на КАМАЗах с двигателями Cummins устанавливается в четырёх разных позициях — наверху и внизу у двигателей с передним и задним расположением шестерёнок распределения. Поэтому и технологии демонтажа могут отличаться в деталях.

Для примера рассмотрим последовательность действий с версией на 300 л.с.

После отсоединения разъёма проводного жгута клапана исполнения электроуправляющей системы топливной подачи нужно снять три гайки с фланцем, которые закрепляют насос. Затем нужно аккуратно вынуть его прямо с картера шестерёнок распределения.

Перед постановкой нового ТНВД проведите тщательную очистку и просушите носовую часть приводного вала, а также посадочное место на ведущей шестерёнке. Для протирки можно использовать ткань без ворса, смочив её растворителем.

Поставив ведущую шестерёнку на вал привода, установите шайбу стопора и крепёжную гайку, затянув последнюю вручную. Удерживая приводную шестерёнку спецприспособлением, затяните гайку под 105 Нм. Поставьте насос на картер шестерёнок распределения, вверните гайки в соответствующие отверстия и заверните их.

Затем поставьте подающую магистраль, которая идёт к общей, заверните кронштейны. Чтобы не превысить норму по затяжке, держите вторым ключом штуцер выхода. Верните на место снятый разъём проводного жгута клапана исполнения электроуправляющей системы топливной подачи, заверните снятые гайки. Если имелся топливный фильтр в нижней части, при снятии насоса нужно отворачивать его головку, а после постановки нового ТНВД возвращать её на место.

В других версиях последовательность действий будет примерно такая же, но возможно другое количество гаек и иные усилия при затяжке.

Таким образом, наша статья содержит полезные советы по эксплуатации ТНВД в двигателях Cummins, устанавливаемых на автомобилях КАМАЗ, приведена и последовательность действий при замене.

Свяжитесь с нами