Как заменить термостат в двигателе Cummins 6BT?

Силовой агрегат Cummins 6BT — довольно мощная модель, применяемая в различной автотехнике. Его закупают как частные лица, так и организации, в том числе с государственным участием. Устанавливая на различные грузовые автомобили и автобусы этот мотор, можно добиться решения многих задач, поэтому он применяется в различных сферах — строительстве, на перевозках товаров и пассажиров, в сельском хозяйстве и т.д. Его ценят за мощность и скромный расход горючего, выносливость и ремонтопригодность. Ещё у него хорошая охлаждаемость, что практически исключает случаи тотального перегрева. Причина — в отлаженной системе охлаждения, одно из ведущих мест в ней занимает термостатное устройство. О функционале этого компонента, ремонте и замене — наша сегодняшняя статья. Пренебрегать состоянием термостата нельзя, иначе из-за быстрого нагрева могут быть необратимые последствия, вплоть до взрывоопасной ситуации, ведь и залитая электроника, и пролившееся топливо вполне могут привести к этому.

Характеристика СА

Немного технической информации о двигателе, в своё время считавшемся флагманским в модельном ряде «американца», да и сейчас не потерявшем актуальности в линейке выпущенных компанией-моторопроизводителем. С рабочим объёмом, достигающим без малого 6 л, развиваемой мощностью до 230 л.с. и моментом кручения в 597 Нм, даже снятие с производства этой модели не смогло помешать широкому распространению оставшихся образцов по всему миру. Интересно, что, помимо аграрного сектора, стройиндустрии и перевозок, на вооружение его брали и в судоходстве, причём комплектовалось им не только малое судоходство: несколько латиноамериканских государств массово ставили этот мотор на свои корабли.

Компактные размеры и безотказность в различных климатических условиях дополняют этот список достоинств. Стоит отметить также отлично работающую топливную систему по типу Коммон Рейл, дополняемую мощным турбонаддувом с различными типами исполнения турбин.

Необходимость использования термостата и его принцип работы в данном ДВС

Термостат изначально не включался в систему охлаждения, являясь усовершенствованным вариантом измерителя температур. Но определённые конструкторские доработки ещё в середине прошлого века сделали этот прибор неотъемлемой частью возможности снижения температурного накала, который характерен для любого двигателя внутреннего сгорания. Поэтому сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость применения термостатного устройства. Без термостата неизбежны перегревы и различных узлов в моторе, и его выход из строя в целом.

Если температура мотора слишком низка, то движение ОЖ на подходе к нагревающему радиатору блокируется термостатом. Достижение нужного показателя в 82 градуса по Цельсию является для него командой на открытие, тосол уходит на малый круг обращения. При достижении 93 градусов термостат запускает ОЖ на большой круг. Эта несложная деятельность позволяет поддерживать температуру на нужном уровне. А теперь представьте, что будет, если термостат сломан или ведёт себя некорректно. Силовой агрегат либо перегреется, либо не сможет работать из-за низких температур. Поэтому в таком случае нужны срочные меры.

Диагностика неисправностей

Для качественной деятельности в серии Cummins 6BT устанавливается термостат производства этого же концерна, он надёжно защищается крепчайшим корпусом, поэтому ему не страшны удары и сотрясения, неизбежные в дороге. Открытие и закрытие производится клапанами, внутри имеются штоковый механизм с пружиной и цилиндрическая часть.

Каждая из этих частей нуждается в своевременном обновлении, но, при условии должного ухода и соблюдения установленных производителем правил, они вполне могут доработать и до конца эксплуатационного периода устройства. Менять проблемную запчасть нужно только в случае обнаружения неполадок с нею. Например, если начинает клинить клапанный механизм, и то, при желании, можно разобраться, какая его часть испытывает затруднения, возможно, что остальные целы, тогда можно ограничиться заменой, к примеру, клапанного седла.

Главным образом, термостат страдает из-за других причин. В частности, большое значению имеют качество антифриза и общее состояние системы, в ней не должно быть утечек. С плохой ОЖ все части системы охлаждения, разве что, за исключением опосредованно связанного с ней вентилятора, будут испытывать те или иные проблемы. Поэтому уделите внимание выбору места закупки.

Тосол имеет защитные свойства для деталей, он не только охлаждает их, но и продлевает срок жизни. Поэтому при недостатке охлаждения возможно и появление ржавчины. Обнаружив её, замените деталь, потому что коррозия очень быстро перекидывается с одного места на другое. Опасность состоит в том, что тщательно создававшийся металлический состав с огнеупорными и другими защитными свойствами теряет их, тогда разрушение возможно от любого, даже незначительного воздействия.

Другая причина заключается в использовании некачественных составляющих, они изготавливаются экономящими на материалах производителями, часто подделываются брендовые компоненты, в том числе и Камминз.

Как бы то ни было, стоит обращать внимание на то, как долго прогревается мотор, потому что в случае неисправности термостата это один из первых признаков. Клапаны могут не только заклинивать, у них начинаются протечки. Безошибочным бывает тест по низу и верху: низ соединения в закрытом положении должен охлаждаться, верх нагреваться. Ещё обратите внимание на приборную стрелку, её колебания во время разгона тоже свидетельствуют о неполадках термостата.

Рекомендации

Срок эксплуатации термостата зависит от многих факторов, в том числе и от качества применяемой ОЖ, состояния системы, где должны отсутствовать протечки, степени интенсивности использования автотехники, условий, в которых она применяется. Тем не менее не стоит рассчитывать на срок свыше пяти лет. Где-то на четвёртом-шестом году его стоит заменить новым, даже если он сохраняет свою былую работоспособность. Учитывая сравнительно небольшой размер изделия, можно приобрести его заранее, чтобы быть готовым к замене.

Дело в том, что риск поломки после обозначенного периода будет расти, а вы даже не всегда сможете сразу определить, насколько изменилась корректность действий устройства. Чтобы из-за внезапной поломки не пострадали другие узлы, лучше осуществить замену превентивно.

Если неисправность обнаружена после обозначенного периода, не стоит даже пытаться обновлять составляющие устройства, в этом нет особого резона, ведь надолго это срок службы не продлит. Просто поменяйте термостат на новый, у нас он не стоит дорого.

Если же неисправности появились на втором и третьем годах эксплуатации, то можно попробовать определить слабые места. Собственно, чаще всего это или пружина, или подшипник, поменяйте их, чтобы вернуть былую работоспособность. На первом году можно воспользоваться гарантией производителя, как официальный дистрибьютер, мы её предоставляем. В этом и есть смысл покупать товар у официалов.

Порядок действий при замене

Замена термостата в этом варианте двигателя — одна из самых простых, как правило, с ней справляются даже новички. Чаще всего он расположен под капотом. Дождитесь, пока мотор остынет, слейте антифриз, приступайте к демонтажу корпуса. Сдвинув генератор, уберите шланги с патрубков, снимите гофровую часть со штуцера и скрутите крепёжные болты. Извлеките из корпуса термостат вместе с прокладкой, её, как и в других случаях с прокладочными материалами, нужно заменить новой. Посадочную площадку обязательно очистите от грязи и пыли, пройдитесь спецочистными веществами, затем всё в обратном порядке возвращаете на места, не забудьте про новую прокладку.

Тест заключается в прогреве «движка», проверьте нагрев верха и охлаждение низа в закрытом положении устройства. Если нет индикации о перегреве, значит, термостат установлен корректно.

Профилактические мероприятия

Система охлаждения в двигателе Cummins 6BT работает комплексно, поэтому невозможно сохранить работоспособность термостата, если имеются проблемы в ней. Стоит уделить внимание и качеству ОЖ, потому что зачастую дело в этом, если имеются примеси и загрязнения, то происходит закупорка на участках пути, магистраль не выдерживает давления, начинаются утечки и т.д. К тому же такой антифриз не приносит ощутимой пользы, так как лишён защитных для деталей свойств.

Профилактика утечек ведётся путём замены прокладок и уплотнителей, их стоит обновлять не только когда они повреждены. Что касается самого термостата, то тут стоит обращать внимание на индикацию. Вопреки сложившему мнению, она редко бывает ложной.

Даже качественный тосол не забывайте менять в системе, потому что после отработки он уже не приносит пользы, а начинает разъедать содержимое системы. Со временем на термостате может накапливаться накипь, она подлежит очистке специальными средствами.

Если решили заменить устройство или его комплектующие, не пытайтесь сэкономить покупкой низкокачественного изделия, это обойдётся дороже. У нас вы получите высококачественные, сертифицированные компоненты с гарантией производителя, цена их не будет сильно отличаться от самых дешёвых предложений, это гораздо выгоднее.

Заключение

Таким образом, в статье мы раскрыли основные причины поломок термостата в двигателе Cummins 6BT, указали на пути решения и ознакомили с профилактическими мероприятиями. Приведено также описание порядка работ по замене устройства. В заключение отметим, что по статистике перегревы — одна из наиболее частотных причин поломок двигателя, качественный термостат во многом способствует их предотвращению.

Свяжитесь с нами